Лекция. Психологические аспекты противодействия террористическим угрозам
3. Психолого-психиатрическая классификация террористов
Современный исследователь крайних проявлений экстремизма М.В. Виноградов также считает, что «подавляющее большинство террористов – это прирожденные садисты, но есть и такие, которым садистские тенденции воспитали психотехнологии терроризма. Собственно садизм – есть основная черта, присущая террористам».
Криминологическая характеристика личности террористов
Криминологическая характеристика субъектов преступлений террористического характера пока мало изучена. Имеющиеся публикации базируются на данных об отдельных категориях террористов. В этой связи значимы:
1) выявление криминологической характеристики личности организаторов и участников террористических организаций, а также организаторов и участников совершения преступлений террористического характера;
2) криминологическая классификация террористов;
3) установление причинных комплексов преступлений террористического характера. Без выяснения причин и условий совершения такого вида преступлений, невозможна выработка и применение адекватных мер профилактики и пресечения преступлений террористического характера. Одной из составляющих причинного комплекса являются личностные характеристики субъектов преступлений;
4) выработка рекомендаций по борьбе с преступлениями террористического характера с учетом данных о личности террористов и причин совершения ими преступлений.
Имеющиеся данные дают основание полагать следующее:
1) в террористических организациях и террористических действиях участвуют представители разных социальных групп, в том числе выделяемых по этническим, религиозным, половым, возрастным, образовательным и иным основаниям;
2) личностные характеристики могут резко различаться в диапазоне от диагностики личности как представителя ситуативного типа до последовательно-криминогенного;
3) личностные особенности террориста лежат как в плоскости их социально-ролевых характеристик, системы деятельности, так и в потребно-мотивационной сфере, а также в ценностно-нормативной системе личности.
В качестве ведущих факторов в становлении преступного поведения ранее выделялись:
- нравственная невоспитанность личности;
- нравственно-педагогическая запущенность;
- антиобщественная направленность личности;
- отчуждение.
В последнее время значительное внимание личности террориста стали уделять представители ряда других наук. Специальные научные работы, посвященные психолого-психиатрическому анализу личности террористов, в последние годы были выполнены М. Виноградовым.
М. Виноградов выделяет следующие группы среди обследованных: террористов - камикадзе, то есть тех, кто идет на верную смерть и знает что погибнет, желает «красивой» смерти - не более 1-2%; террористов - фанатиков, тех, кто идет на смерть за идею, таковых в общей структуре терроризма - примерно 30%, и террористов - наемников, они составляют примерно 50 % от общего числа террористов. Для них главное получить деньги за террористический акт. Кроме указанных категорий террористов, по мнению М. Виноградова, есть еще одна: это - «заказчики» террористических актов, идеологи терроризма. Таких, примерно, 10%.
Ученые, занимающиеся изучением личности террориста, склоняются к мнению, что в основе поведения террориста лежат те же мотивы, о которых пишут специалисты психологи и психиатры приводят некоторые сведения о личности террориста. Они считают доказанным, что большая часть террористов - люди, обделенные в детстве материнским вниманием, у них очень часто встречаются заболевания среднего уха. Есть определенные закономерности: недостаточное развитие, детский травматизм, какие-то врожденные заболевания. Авторы считают, часть из них - люди с ярко выраженным дефектом личности, многие же - абсолютно адекватные, хорошо закамуфлированные люди с актерскими данными. Есть такие, которые «больны» сверхидеей и осознанно идут на совершение террористических актов, прекрасно осознавая все его последствия для себя.
Далее они акцентируют свое внимание на том, что среди террористов много лиц, которые в детстве, молодости подвергались унижениям, не могли самоутвердиться. Повзрослев, они поняли, что могут отомстить, причем не только своим обидчикам, но и всему обществу. Это люди, которые не смогли реализовать свои идеи.
Многие террористы, по мнению И.Б. Линдера и С.А. Титкова, это - люди, которые в свое время, выступая за какие-то права и свободы, были осуждены государством, выброшены, поставлены за черту закона, для них терроризм становиться социальной местью этому государству. Это хорошо мотивированные люди.
По данным И.Б. Линдера и С.А.Титкова большинство террористов составляют мужчины, хотя много и женщин, роль которых в террористических организациях очень высока. С начала терроризма в России XIX века, женщинам в нем отводилась важная роль, многие были идеологами, сами осуществляли террористические акты.
Приведенные авторами сведения о личности террориста, несомненно, представляют интерес, дополняют уже имеющуюся информацию о лицах занимающихся террористической деятельностью. Но, к сожалению, авторы не указывают, из каких источников, кем и какими методами они получены, какое количество террористов подвергалось обследованию, какому именно, на чем основаны выводы о патологических заболеваниях террористов в детстве.
Высказывается мнение, что терроризм опирается на извечные свойства человеческой натуры, доминирующие в психологии и определяет менталитет не очень большой группы лиц, но в той или иной мере присущ многим, если не всем людям. Далее автор утверждает, что готовность к насилию вообще и террористическому, в частности, корнями уходит в органически присущую человеку склонность к агрессивности и разрушительным инстинктам. Качества эти с различной силой выражены у разных людей и в той или иной мере обузданы существующими правовыми и нравственными нормами, воспитанием и культурой. Но не в одинаковой мере и не одинаково эффективно. Лица того психического склада, для которых характерны примат эмоций над разумом, непосредственных активных реакций на действительность над ее осмыслением, предвзятость оценок, низкий порог терпимости и отсутствие должного самоконтроля, достаточно легко и естественно сживаются с идеей насилия. То же самое относиться и к людям вполне рационалистического склада, которые отличаются завышенными самооценками, жаждой самоутверждения, властолюбием, презрением к людям или политическим фанатизмом.
Итак, террористической деятельностью занимаются люди, в психологическом аспекте ничем особым не отличающиеся от других людей. Им присущи, как и всему человечеству, склонность к агрессии и разрушительным инстинктам. Эти качества с разной силой выражены у разных людей по-разному в силу их воспитания и восприятия ими существующих правовых и нравственных норм, но неодинаково эффективно.
С данной позицией автора можно согласиться, но с одной оговоркой: речь должна идти не о лицах, у которых указанные качества выражены в той или иной мере как их индивидуальные, а скорее о социально-психологических особенностях той социальной группы, к которой они принадлежат. Кроме того, указанные признаки встречаются при описании личности насильственного преступника и вписываются в мотивацию их поведения. Однако, как верно замечает Ю.М. Антонян, среди перечисленных автором черт нет таких, или, точнее, сочетания таких, которые отличали бы именно террористов. В то же время Ю.М. Антонян полагает, что есть основания считать достоверным существование террористического типа личности, как есть причины, говорить о преступниках как об определенном типе личности.
Такое утверждение автор обосновывает социологическими и психологическими исследованиями конкретного характера, которые и проводили В.В. Витюк и С.А. Эфиров. Указанные авторы описывали личность политического террориста как закомплексованного, самоутверждающегося, морально глухого, фанатично настроенного. Такие качества личности террориста усмотрели также И.Б. Линдер и С.А. Титков.
Приведенные выводы разных авторов сделаны на основе разных исследований (криминологических, психиатрических, психологических и др.) разными специалистами. Дальнейшие исследования должны осуществляться как в рамках конкретных наук, так и на комплексной основе. При этом важно устанавливать характер взаимосвязей тех или иных личностных характеристик с преступлениями террористического характера.