Понятие и сущность субкультур. Движения криминальной направленности

2. Криминальная субкультура

На данный момент наибольшее распространение на территории РФ получили следующие деструктивные субкультуры:

-       «АУЕ» («арестантское уркаганское единство», «арестантское уголовное единство», «арестантский уклад един») - пропагандирует среди несовершеннолетних тюремные понятия, «воровской кодекс» со сбором денег на «общак», определением смотрящих, романтизирует криминальный образа жизни.

-      «Офники» (околофутбольные фанаты) - движение, основанное на футбольной тематике, участники устраивают «забивы» - договорные драки, которые снимают на видео, которое выкладывают в соответствующих Интернет - сообществах. Драки устраиваются в малолюдных местах, имеется предварительная договоренность о недопустимости обращения в полицию даже в случаях причинения серьезных травм.

-        «Кэжуал» («поясни за шмот») - данное движение очень близко к «офникам». Как правило, приверженцы данного движения являются футбольными фанатами, которые могут потребовать от прохожего рассказать, за какую футбольную команду он болеет, а также спровоцировать конфликт, если человек носит одежду определенных марок производителей и не является участником движения.

-        «Скулшутинг» («колумбайнеры») - субкультура последователей двух учащихся школы «Колумбайн» штата Колорадо, которые в 1999 году совершили заранее подготовленное массовое убийство. Это подростки, интересующиеся темой вооруженного насилия в школах, видящие в таком насилии способ решения имеющихся проблем (травля, социальное неравенство и т.п.).

Данный перечень молодежных движений деструктивной направленности не является исчерпывающим. Все они, так или иначе, пропагандируют противоправное поведение, формируют у несовершеннолетних отрицательное отношение к закону, разрушительно действуют на сознание и нравственность молодых людей.

Новым явлением для нашей страны является пропаганда так называемой криминальной субкультуры. В последние годы происходит довольно активная экспансия данного течения на несовершеннолетних, что способствует формированию асоциального поведения, совершению правонарушений.

Криминальной субкультуре, в отличие от любой другой, присущ преступный образ жизни, что находит свое выражение в характерных особенностях, проявляющихся традиционно в исправительных, воспитательных, образовательных организациях, так и за их пределами:

-      отрицание общепринятых норм, попрание прав личности, выраженное в жестоком и циничном отношении к законопослушным гражданам, слабым и беззащитным, отсутствие чувства сострадания;
-      тесная связь с уголовными традициями;
-      жесткая иерархия (наличие своеобразного «табеля о рангах»);
-      обязательность следования установленным субкультурой нормам и правилам;
-      наличие враждующих группировок, борющихся за определенные сферы влияния (незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, организация занятия проституцией, ритуальные услуги и т.д.);
-      поощрение низменных инстинктов и любых форм асоциального поведения;
-      отрицание трудовой деятельности и обесценивание результатов труда (проявление фактов вандализма);
-      неуважение прав собственников (совершение и оправдание хищений);
-      нечестность и скрытность по отношению к «чужим»;
-      распространённость тюремной лирики;
-      наличие фактов вымогательства денежных средств, одежды, продуктов питания и т.д.;
-      нанесение татуировок;
-      поощрение циничного отношения к женщине, половая распущенность, насильственный и добровольный гомосексуализм;
-      распространенность азартных игр;
-      наличие кличек;
-      отказ от участия в общественных мероприятиях и иных позитивных форм общественной жизни;
-      деление на «обиженных» и «опущенных», их эксплуатация и глумление над ними;
-      наличие «прописки» (принятие новичка в криминальную группу);
-      распространенность различных поделок и иной криминальной атрибутикой (ножи, браслеты, сувениры и т.д.).

Также отличительной особенностью криминальной субкультуры является то, что она служит не только для удовлетворения «духовных» потребностей преступного мира, но и для его финансирования, обеспечения его жизнеспособности.

Таким образом, очевидно, что криминальная субкультура носит исключительно негативный характер, служит мощным инструментом пропаганды криминального образа жизни и средством воспроизводства преступности. Жизнь многих молодых людей, вовлеченных в криминальную субкультуру, изменяется навсегда, как правило, вернуться к нормальной жизни уже невозможно.