Основные положения нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму и терроризму.

1. Конституционные нормы

Все мы живем в России, все мы россияне. Но что это значит? Что объединяет русского, татарина, якута, тувинца, христианина, мусульманина, буддиста и атеиста в единую общность под названием «россиянин»? Ответ: наши общенациональные ценности, которые каждый найдет в Конституции РФ, нашем основном законе. Во многом в так называемых неизменяемых главах (1, 2 и 9), то есть главах внесение изменений в которые требует принятия новой Конституции, мы можем обнаружить и основные национальные ценности. Конституционные положения этих глав пронизывают основной закон и служат ориентиром для всего законодательства страны.

Мало кто детально знает Конституцию, но многие помнят, с каких слов она начинается. «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…». Уже первая строчка сообщает нам о том, что народ России, источник власти в стране един в своем многообразии.

Приведем несколько конституционных норм, посвященных  раскрытию данного тезиса.

Часть 5. Статья 13.

«Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Часть 2. Статья 19.

«Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Часть 2. Статья 29.

«Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».

Из этих конституционных положений мы понимаем, что расовое и различные виды социального многообразия – это ценность, которую следует охранять, а посягательства на которую должны быть запрещены.

Нетрудно догадаться, что данный тезис не является чем-то уникальным только для нашего государства. Это универсальная, общемировая ценность. Поэтому ей посвящены многочисленные международные договоры. Вот далеко не полный их перечень:

-Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года

-Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года

- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 года

- Декларация Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 года о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений

- Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года

- Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года.

Если предписано охранять ценность, значит есть явление которое на неё посягает. Таковым выступает экстремизм.

Значительное внимание противодействию экстремизму и терроризму с 2015 г. уделяется в рамках обеспечения национальной безопасности России. Ранее действовавшая Стратегия национальной безопасности РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683, прямо указывала, что «главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности являются усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждения преступности (в том числе в информационной сфере), коррупции, терроризма и экстремизма…», а «деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма» определялась в документе в числе основных угроз. Схожие по содержанию положения можно встретить в действующей Стратегии национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400.

Вопросам определения экстремизма посвящен Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности». Надо признать, что понятие экстремизма сформулировано в нем не очень удачно, поскольку не выделяет какого-либо признака, руководствуясь которым можно было бы отнести то или иное деяние к экстремизму. Такой признак дает Уголовный кодекс, определяя преступления экстремистской направленности. К ним он относит преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Разновидностью экстремистской, согласно ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», является деятельность террористическая.

Понятие терроризма содержится в Федеральном законе «О противодействии терроризму»: это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Другими словами, экстремизм – это крайние взгляды, ненависть и вражда по отношению к людям по причине их принадлежности к какой-то группе, а также действия обусловленные этими крайними взглядами, а терроризма – это крайние взгляды по отношению к государству и его институтам, а также действия, обусловленные этими крайними взглядами.