Введение
Субкультура — это часть основной культуры, имеющая свои ценностные ориентиры, философскую направленность, атрибутику, поведенческую составляющую и образ жизни определенной группы людей.
По своей социальной направленности субкультура классифицируется на просоциальную, асоциальную и антисоциальную. Важными отличительными чертами субкультуры являются стиль в одежде и способы времяпрепровождения. Основными объединяющими приметами являются источники информации, социальная база, иерархия и статус.
Музыка и жаргон выступают как отдельные категории субкультуры, являющиеся во многом связующими и в то же время отличными друг от друга составляющими. Связано это с тем, что основная масса субкультур зарождалась вместе с музыкальными направлениями, в основе которых лежали уже существующие стили исполнения музыки и лишь при добавлении нового компонента или хорошо забытого старого появлялся новый стиль и звучание, используя которые представители субкультур делали их культовыми и на их основе продолжали развивать уже свое направление, зачастую отступая от норм исполнения музыки и этических правил.
Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры определяются ценностями и социальной практикой общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с социальной направленностью субкультуры (просоциальностью, асоциальностью, антисоциальностью), возрастными, социально-профессиональными и иными специфическими потребностями, устремлениями, проблемами ее носителей. Речь идет не только о фундаментальных, но и о значительно более простых ценностях. В номинальных, а чаще в реальных группах носителей субкультуры важную роль играет совокупность разделяемых ими предрассудков, которые могут быть как довольно безобидными, так и явно антисоциальными (например, расизм у скинхедов). Предрассудки, с одной стороны, отражают присущие субкультуре ценностные ориентации, а с другой — сами могут рассматриваться как разновидность субкультурных ценностей.
Философская направленность — это совокупность взглядов на мир и место человека в нем, зависящих от ценностных ориентацией представителей той или иной субкультуры.
Атрибутика — неотъемлемая часть субъекта, являющаяся отличительным внешним признаком и включающая в себя моду и фольклор. Рассмотрение основных составляющих атрибутики стоит начать с моды, т.к. она является знаковой системой, посредством которой происходит межличностная и межгрупповая коммуникация, а также специфическим средством приобщения человека к социальному и культурному опыту. Мода легко распространяется от одной социальной группы к другой и изменяется в зависимости от характера той среды, в которой она функционирует (половозрастной и социокультурный состав, ценностные ориентации, условия жизни и т. п.). В связи с этим можно говорить о модах тех или иных ярко выраженных субкультур.
В каждой субкультуре рождается и бытует свой фольклор — комплекс словесных, музыкальных, игровых видов творчества. Словесный вид творчества включает в себя различные предания из истории сообщества носителей субкультур о жизни и «деяниях» ее легендарных представителей; специфические по содержанию стихотворные и прозаические произведения, анекдоты, а в детских субкультурах — считалки, дразнилки, страшилки и пр.
Музыкальный фольклор — это, как правило, песни, выражающие определенное мировосприятие и отношение к окружающему, чувства и стремления, особенности стиля жизни и мышления; отражающие и пропагандирующие ценности и нормы субкультуры; рассказывающие о ключевых, реальных или мифических событиях в жизни ее носителей.
Игры могут быть как созданные в рамках субкультур (интеллектуальные — в ряде профессиональных, карточные — в девиантных, подвижные — в детской и т.д.), так и общеизвестные (нередко в той и иной мере модифицированные), которые стали значимыми для носителей конкретной субкультуры, признаком принадлежности играющих к той или иной субкультуре. В той или иной конкретной субкультуре набор видов фольклорного творчества и его содержание различаются в зависимости от ее характера, меры оформленности, степени закрытости. Так, в субкультуре детской, юношеской, религиозных сект, криминальных сообществ наличествуют все виды творчества. В то же время в фольклоре субкультуры тех или иных социальных и профессиональных слоев неформальных движений, самодеятельных и любительских объединений присутствует либо лишь словесное творчество, либо словесное и музыкальное, либо словесное и игровое. Нормы поведения представляют собой сферы и меры регулятивного влияния в зависимости от своей социальной направленности. Нормы в просоциально направленных субкультурах в основном не противоречат общественным, а дополняют и (или) трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей конкретной субкультуры. В антисоциально направленных субкультурах нормы прямо противоположны общественным. В асоциально направленных субкультурах присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобщественные нормы.
Образ жизни — способ существования представителей той или иной субкультуры, зависящий от ценностной ориентации и их поведенческой составляющей.
Социальная база субкультуры — отдельные возрастные и социальные слои населения, профессиональные группы, массовые неформальные движения, самодеятельные объединения, любительские клубы, религиозные секты, сексуальные меньшинства, криминальные структуры. Определившись с терминами «деструктивность» и «субкультура», попытаемся сформулировать определение деструктивных субкультур.
Деструктивная субкультура — это часть общей культуры, объединяющая ценностные ориентиры, философскую направленность, атрибутику, поведенческую составляющую и образ жизни определенных людей или социальных групп, ориентирующая их развитие на разрушение основных структурных элементов психики, системы межличностных и социальных взаимоотношений или объектов внешнего мира.
Примерами наиболее ярких субкультур, попадающих под данное определение, могут послужить сектанты, у которых идет разрушение внутреннего мира, и скинхеды, у которых деструкция направлена в основном на разрушение внешних объектов.