Сибирский федеральный университет Факультет повышения квалификации преподавателей |
---|
2.0
9 недель
4 часа в неделю
1 зачетная единица
Матушкина В.В |
Варфоломеева Ю.С. |
Цель курса: ознакомление с основными теоретическими и методологическими положениями теории стресса, копинг-поведния (поведения, помогающего преодолевать стресс), основными принципами и задачами диагностики, профилактики и коррекции эмоционального выгорания
В рамках занятий слушатели познакомятся с различными стратегиями управления стрессом, методами психологической разгрузки, а так же узнают о способах психологической самопомощи в кризисных ситуациях. Особое внимание будет уделено теме профессионального выгорания: диагностика собственного уровня выгорания и знакомство с работающими инструментами профилактики.
В рамках программы у слушателей сформируется:
1. Научное представление о концепциях психического и психологического стресса, видах стрессоров и типологией реагирования в стрессовой ситуации
2. Научное представление о копинг-поведнии, стратегиях копинг-поведения
3. Знание о методах профилактики эмоционального выгорания
Курс содержит три содержательных блока:
1. Стресс как психическое состояние. Признаки стресса – индивидуальные, групповые, системные. Типология стрессоров. Индивидуальная значимость стрессора. Типология стрессоров. Индивидуальная значимость стрессора
2. Стресс на рабочем месте и копинг-поведение. Особенности рабочего процесса: «точки напряжения». Типология копинг-стратегий. Механизмы формирования копинг-поведения
3. Профилактика эмоционального выгорания. Подходы к пониманию термина «выгорание». Основные подходы к нейтрализации и профилактике эмоционального выгорания. Стратегии профилактики эмоционального (и профессионального) выгорания
Русский
Специалисты со средне-специальным или высшим образованием; базовые навыки владения компьютером, готовность учиться очно и дистанционно
В условиях современного рынка труда гибкие навыки определяются как важный фактор трудоустройства и конкурентоспособности специалиста. В 2017 году была разработана и официально принята классификация навыков «Европейские навыки, компетенции, квалификации и виды занятий» (ESCO: (https://ec.europa.eu/esco/portal/document/hr/0a89839c-098d-4e34-846c-54cbd5684d24)). Данная классификация включает в себя 1384 навыка, востребованных рынком труда. Умение распознавать манипулятивные воздействия является одним из таких навыков, на формирование которых и направлена данная программа повышения квалификации
По результатам прохождения курса, слушатель сможет:
1. Систематизировать знания о подходах к пониманию термина «стресс», уровнях проявления стрессовой реакции, закономерности формирования адаптационной и стрессовой реакций, подходах к управлению стрессом и саморегуляции
2. Применять различные стратегии и техники копинг-поведения с учетом особенностей стрессовой ситуации
3. Систематизировать представления о своих личностных особенностях, которые влияют на степень успешности преодоления кризисных ситуаций
4. Применять инструменты профилактики профессионального выгорания
Обучение на курсе предполагает выполнение индивидуальных и групповых текущих заданий, участие в дискуссиях по темам занятий. Основанием для аттестации является представление и положительная оценка группового задания, размещенного в онлайн- курсе. Оценка осуществляется на базе критериев, разработанных в рамках мозгового штурма участниками курса, а также на основании локально-нормативной документации и рекомендаций по организации электронного и дистанционного обучения. Оценка предусматривает взаимное оценивание (в рамках семинара в LMS Moodle), самооценку и оценку преподавателя
Научно-педагогические работники университета
Матушкина В.В.
vmatushkina@sfu-kras.ru